В современном искусстве и дизайне существуют такие понятия, как стилизация и актуализация. В этом случае берутся основные черты уже существующего стиля, добавляют немного современности (к примеру технику исполнения которой не было в античности – фотография), получается повтор выполненный в заданной стилистике с привнесением современных черт – яркий представитель постмодернизма, где одним из стилеобразующих качеств является художественное заимствование. Существует много известных работ, где этот прием работает на замысел художника. Но в случае с фото-плакатом на выставке “Без границ” и, зная цель, с которой он создавался, удачной синергии не случилось, игра со cтилистическим приемом сделала результат ничтожным.
Греческие скульптуры в большинстве своем дошли до наших дней с теми или иными повреждениями, но изначально были созданы скульпторами с головами и конечностями, поэтому в нашем сознании с детства заложен стереотип, что повреждения в данном случае – всего лишь результат работы времени. Когда я в детстве спрашивала, почему у красивой тетеньки в музее нет рук, родители отвечали, что они раскололись и их потеряли. Такое объяснение было понятным, и я не считала статуи инвалидами. Благодаря такому сложившемуся стереотипу никого не смущает отсутствие руки у Гермеса и даже головы у сатира, наливающего вино. Статуи уже совершенны в нашем сознании, так как сознание «помнит», что изначально они были созданы с руками и ногами. В результате, автор барельефа на выставке удачно сыграла на этом стереотипе. Но невозможно сыграть на одном стереотипе, чтобы разрушить другой. Благородная цель поменять сложившееся восприятие общества людей с иными телами потерпела, на мой взгляд, полное фиаско.
Очевидно, что античность уж слишком далека от наших дней, а возвышенная идеализация присущая греческим скульпторам тоже никак не вписывается в жесткие рамки времени, где инвалидов гораздо чаще представляют грязными попрошайками, а не греческими богами. Наивно думать, что, создавая в рамках социальных проектов красивые картинки, идеологически построенные на стереотипах, можно что-то менять в больном равнодушием обществе. Или это очередная попытка никак его не напрячь и не расстроить, поддержать свободное скольжение по поверхности? Если так, то такая попытка вполне увенчалась успехом. В несуществующей реальности существуют нереальные люди без инвалидных колясок и костылей, в одинаковых белых тогах…они никого не смущают своей стерильностью и выхолощенностью.
***
Месяца три назад я забрала маму из больницы и везла ее в инвалидном кресле по Невскому проспекту. Ни на один из существующих пандусов я не могла завезти инвалидное кресло без помощи посторонних. Мало кого это волновало, зато какой-то незнакомый прохожий,увидев нас, бросился фотографировать беззастенчиво тыкая камерой в наши с мамой лица.
Видимо ни над мамой в инвалидном кресле, ни над прохожим греческие боги не властны, их архаический пафос и ценности крайне далеки от нашей скромной жизни с неработающими пандусами, труднодоступными билетами на поезд, общественными насмешками и истеричным телевизионным весельем.
http://neinvalid.ru/zevs-v-pomoshh-neskolko-myisley-o-vyistavke-akropol/#ixzz2xWYBWYGQ