Среда, где никогда не было и не может быть барьеров, возможна. Пространство, где инвалиды перестают считаться инвалидами и раскрываются как люди, способные дарить любовь. Это искусство.
Только вот почему те, кто достигает в нем необыкновенных высот, все равно остаются «не такими» для внешнего мира?
О территории единственной свободы рассуждает художник Наташа ван Будман. Автор арт-проектов «Человейник» и «Человейник (new look)» — проектов о негативных штампах восприятия в нашем обществе, в том числе и людей с инвалидностью.
Иосиф Бродский в своей речи на вручении Нобелевской премии сказал: «Если искусство чему-то и учит (и художника в первую голову), то именно частности человеческого существования. Будучи наиболее древней и наиболее буквальной формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности, превращая его из общественного животного в личность».
Я часто задаю себе вопрос: насколько российское общество является развитым, уважаема ли в его рамках индивидуальность и какие критерии определяют степень этой развитости? Одним из важнейших критериев, оправдывающих это громкое звание, является толерантность – уважение к иной точке зрения, иному верованию, иному внешнему виду, к иной системе ценностей и так далее.
Когда я еду в метро, то часто слышу такой совет по громкой связи: «Уступайте место пассажирам с детьми и инвалидам». На мой взгляд, это все равно что объявлять, что солнце встает на востоке. То есть вполне очевидно, что любой человек из внутренних побуждений способен это сделать.
Хотя подобное объявление само по себе – весьма нелестный признак для нашего общества: оно не уважает таких людей, даже это объявление выделяет их в слабую бесправную группу. Создание доступной среды подменяется суррогатом заботы.
Сегодня не все из нас могут без затруднений спуститься в метро или войти в здание со ступеньками. Но есть территория, на которой все мы имеем одинаковые возможности без каких-либо ограничений. Это искусство. Здесь любой человек может чувствовать себя свободным и востребованным, вне зависимости от физических данных. В этом пространстве ценно быть самим собой. Здесь приветствуется все необычное, а штампы и предрассудки остаются просто незамеченными.
Искусство обладает уникальными механизмами, которые затрагивают души миллионов людей, минуя те места, где мы проводим анализ или держим статистику. Искусство говорит на своем, очень доходчивом, языке.
– Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частицы бытия?
Их разделяют звёзды и столетья
И вместе с ними исчезаю я.
Но, исчезая, во Вселенской книге
Я оставляю чёткие черты.
И в каждом атоме и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты.
Эти строчки в восемь лет написала Соня Шаталова, которой врачи поставили диагноз «аутизм» и которая собирается в будущем помогать людям «сшивать» их собственные мечты. Знаете, я верю, что именно Соня будет тем человеком, который сошьет из человеческих мечтаний удивительное кружево счастья. Того счастья, которое и превратит каждого из нас из «общественного животного» в «личность».
И нуждается ли Соня в помощи нашего механического общества, призывающего всех презрительно жалеть инвалидов? Ответ очевиден: скорее это общество нуждается в жалости и снисхождении Сони, которой при рождении был сделан подарок: свободно жить и дышать на территории искусства.
Впрочем, «подарок» – это не совсем верное слово здесь. Подарок может быть случайным, незаслуженным, да и просто ненужным. В данном случае талант маленькой девочки Сони Шаталовой – это выстраданный тяжелый путь, по которому она, к счастью, идет не одна. У Сони есть самый преданный, самый горячий и верный поклонник – ее мама. Она вложила невероятное количество сил в то, чтобы Соня сегодня могла взаимодействовать с миром, который ее окружает. Мама всегда рядом. Они садятся вдвоем, берут лист бумаги, и мама помогает дочери выводить буквы.
И я уверена, что любое искусство, которое способно дарить любовь, само тоже нуждается в любви и внимании.
Быть востребованным – это не вопрос физических данных, это вопрос душевной силы, умения отдавать и радоваться своим победам. К сожалению, в нашей стране, где всех до сих пор любят делить на здоровых и больных, успешных и неудачников, примеров людей, которые, подобно Соне, живут и творят, защищенные любовью окружающих – единицы. Но они есть, и это дает мне надежду! Тем более, что примеров, когда люди, ограниченные физически, совершают в буквальном смысле подвиги, достаточно много.
Вспомним хотя бы одного из самых великих ученых современности – физика Стивена Уильяма Хокинга, который уже более 50 лет полностью парализован. Единственная доступная ему подвижность осталась в мимической части щеки. К ней подведен датчик, с помощью которого ученый общается с миром. Паралич не помешал Хокингу разработать революционную теорию «черных дыр», написать как минимум четыре научных бестселлера, прочитать лекцию в Белом доме о будущем нашей планеты и два раза жениться. И это еще далеко не все, что он успел сделать за эти годы!
Немецкий танцор труппы Цирка дю Солей Дергин Токмак в детстве перенес серьезное заболевание – полиомелит. У ребенка отнялись ноги и казалось, что его участь – всю жизнь провести в инвалидном кресле. Представляете удивление родителей Дергина, когда в 12 лет он страстно захотел заниматься танцами?
В балет его, конечно, не взяли. И тогда выбор подростка пал на брейк-данс. Упорство и сила воли сделали свое дело, и сейчас Дергин Токмак является одним из самых популярных участников легендарного цирка. Его единственному в своем роде номеру «танец на костылях» больше десяти лет.
Когда артисту задают вопросы, как он добился таких успехов, он неизменно отвечает: «Я хочу, чтобы все люди видели, что ничто не может помешать человеку в достижении его мечты». И я подписываюсь под этими словами. Каждому из нас стоит иногда вспоминать о своих мечтах и делать хоть что-то, чтобы они сбылись.
В прошлом году, когда я проводила круглый стол, посвященный толерантности, на площадке и в рамках арт-проекта «Человейник» в Москве, одним из гостей нашей встречи стал прекрасный человек Игорь Неупокоев, руководитель Театра простодушных. Все актеры этого театра – люди с синдромом Дауна. За 14 лет работы режиссера, который никогда раньше не был режиссером, с людьми, которых сложно было представить на театральной сцене, у них есть «Хрустальная Турандот», а сам Неупокоев награжден «Хрустальным ростком» за подвижничество в искусстве.
При этом у «Простодушных» нет места для репетиций: им дают всего один день в месяц. Сцена, на которой можно выступать, единственная: частный театр «Кураж». В государственных театрах надо платить за аренду. Так что вся труппа на положении, когда «пускают добрые люди»… И ни один российский чиновник ни разу не пришел на спектакль и не помог деньгами.
Сегодня модно говорить «мое творчество» или «мое искусство» про любую мелочь, которую кто-то из нас в очередной раз решил показать миру. Однако только истинное искусство способно превратить чью-то обычную жизнь в чудо и сделать того, кого современное общество окрестило «человеком с ограниченными возможностями», личностью с возможностями безграничными. Личностью, способной придать смысл не только своей жизни, но и жизни тех, чьи возможности давно уже ограничены барьерами общественных правил и механическим голосом, дающим правильные советы пассажирам подземного транспорта.
источник: http://neinvalid.ru/avtorskie-kolonki/territoriya-edinstvennoj-svobody/