Шестой международный фестиваль «Кино без барьеров» прошел почти без телекамер
В Москве состоялось очень важное событие – фестиваль «Кино без барьеров», посвященный жизни людей с ограниченными возможностями. Прошло ценой невероятных усилий — как самих инвалидов, так и организаторов, волонтеров и рядовых гостей. Прошло очень непросто. Но эффект произвело колоссальный.
ИЛЛЮЗИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ
Так уж исторически сложилось: у нас принято на кого-то равняться, с кого-то брать пример и сверяться с нормами. Они во всем – в поведении, внешности, моде. Любое отклонение от нормы – заведомо изъян, который в своих же интересах желательно быстро исправить или хотя бы скрыть. Когда это невозможно, налицо проблема. Чем дальше, тем она острее и тем больнее ранит. Наверное, поэтому людей на костылях, в инвалидных колясках, да тех же глухонемых на наших улицах почти не встретишь. Они стараются спрятаться от общества, которое их не принимает.»Когда-то у меня были все шансы стать одним из героев конкурсной программы этого кинофестиваля, — признается член жюри и один из авторов фирменного стиля «Кино без барьеров», художника Наташа ван Будман. — Вследствие катастрофы в ленинградcком метро я могла никогда не встать с инвалидной коляски из-за тяжелой травмы позвоночника, поэтому чувства людей с инвалидностью мне очень близки и понятны. Градус толерантности в нашем обществе по-прежнему очень низок. Надеюсь, что такое культурное событие как «Кино без барьеров» поспособствует процессу нашего общего движения в сторону гармонии и даст импульс к созидательным изменениям мира вокруг».
В это сложно поверить, но только в России живет более 15 миллионов (!) человек с ограниченными возможностями. В прошлом году была запущена госпрограмма «Доступная среда», на которую выделили внушительную сумму – порядка 50 миллиардов рублей. На эти деньги до 2015 года планируется создать условия безбарьерного доступа инвалидов к ключевым объектам социальной сферы. Действительно, сплошь и рядом стали появляться пандусы и поручни для колясочников. Вроде бы вот он – курс на толерантность. Однако по-прежнему даже в столице для этих людей остаются недоступными наземный транспорт, метро, а иногда и самолеты. Так, совсем недавно в «Домодедове» российских инвалидов-колясочников не пустили на борт авиакомпании Air Berlin. В 2009 году «Сибирь» сняла с рейса незрячего пассажира из Тулы, а годом ранее стюардесса того же авиаперевозчика не пустила в салон женщину в коляске.Уже этим летом в Екатеринбурге молодой человек не смог отметить в кафе свой день рождения только по причине прикованности к инвалидному креслу. Причем, этот инцидент произошел в кафе, оборудованном пандусами. Аргумент персонала был железный: «Чтобы не смущал остальных гостей». Примерно в таком же духе выступили и сотрудники московского океанариума: туда не пустили группу детей, страдающих аутизмом. И опять же с формулировкой – «Чтобы не вызывали жалость».Понятно, что после подобных историй выйти навстречу реалиям тяжело даже полностью здоровому человеку, что уж говорить об инвалидах. Но они выходят. Да, не все – самые отважные и сильные духом, но выходят. И снова готовы верить в нашу человечность.»Я не знаю, в чем причина такого состояния общества. Наверное, страх перед всяким другим, на тебя непохожим. Но, может, это даже не самое главное, — рассуждает академик Академии графического дизайна, художник, придумавший фирменный стиль фестиваля «Кино без барьеров», Евгений Добровинский. — Мы живем в очень жестокой стране. Даже самые хорошо воспитанные дети выходят на улицу и видят, как у кошки отрубают хвост, как поджигают приюты с животными. Причем это делают люди, которые считают себя нормальными. Никто не застрахован от этой реальности. Мы очень беззащитны в этом плане. И мы знаем, что нам никто не поможет. А когда видишь это изо дня в день, внутри и просыпается все самое зверское. Как только пересекаешь границу в сторону более цивилизованных государств – все меняется, это видно уже во взглядах. И самое интересное – в сочетании уважения к личному пространству и сострадания, таких разных, но очень важных вещей. Уважение каждого к себе предопределяет и уважение, включенность в проблемы другого, понимание и сострадание. К сожалению, этого трагически и категорически у нас не хватает».
ПРАЗДНИК С ПРЕПЯТСТВИЯМИ
Фестиваль «Кино без барьеров» проходил уже в шестой раз. За 4 дня – с 9 по 12 ноября – его посетило рекордное для подобных мероприятий количество зрителей – около 4 000. Приглашения приехать в Москву от организаторов – Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» — приняли 85 людей с инвалидностью из разных регионов, многие прилетели из заграницы. На конкурс прислали фильмы из 14 стран мира.
Председателем жюри кинофестиваля в этом году был любимейший актер страны, народный артист России, сценарист и продюсер Владимир Меньшов. Помимо уже упомянутой Наташи ван Будман, в состав жюри вошли режиссер и актриса Рената Литвинова, телеведущая Тутта Ларсен, режиссер Альгис Арлаускас и журналист Евгения Воскобойникова.
Показы фильмов-участников «Кино без барьеров» велись сразу в двух центральных столичных кинотеатрах – «Октябре» и «Художественном». Отдельно транслировалась детская программа, в которой были и ленты, снятые самими детьми. Организаторы фестиваля очень хотели, чтобы он был по-настоящему безбарьерным. Гостям и участникам предоставили специальный транспорт с подъемниками, питание между киносеансами, а главное – внимательных волонтеров. Совершенно бесплатно поработать на этом мероприятии вызвались десятки человек. Нашлись даже добровольцы, владеющие мастерством сурдоперевода.Отменили и такой существенный для многих финансовый барьер – вход абсолютно на все кинопоказы, а также на церемонии открытия и закрытия фестиваля для всех был бесплатным. Однако, несмотря на все эти безусловные плюсы, не обошлось и без накладок. Из-за технических проблем претерпело изменения расписание показов. В один из дней отбился от группы и «застрял» в кинотеатре человек на коляске, и чтобы доставить его в гостиницу, понадобилось несколько часов поиска адаптированного такси. Довольно сумбурной получилась церемония награждения победителей. Но тут спасибо ведущим — продюсеру и режиссеру Алексею Аграновичу и телезвезде Татьяне Арно: благодаря им непредвиденные казусы ловко превращались в милый экспромт.Нерушимым остался и основной – психологический – барьер. В данном случае, прежде всего, у полностью здоровых зрителей. Они и так, в общем-то, в этот раз были в меньшинстве. К тому же многие из тех, кто нашел время и смелость посетить фестиваль, сдавались на полпути и уходили прямо посреди сеансов. Кстати, участники-режиссеры предвидели этот момент и дальновидно сделали свои работы максимально компактными. В конкурсной программе были фильмы и по 15, и даже всего по 7 минут. Но, похоже, мы еще слишком далеки от подобной тематики, чтобы выдерживать даже такую душевную нагрузку.
«Для меня как зрителя и как режиссёра это самый острый, самый насущный кинопоказ в нашей стране, — признался Альгис Арлаускас. — Нет другого, где в такой до боли обнаженной форме выявляются самые главные, жизнеопределяющие проблемы человеческого бытия. Фильмы-победители этого фестиваля должны быть показаны по Первому каналу телевидения, включены в школьную программу, поддержаны прессой. Это свидетельствовало бы о нравственном здоровье нашего общества».Но, к сожалению, на «Кино без барьеров» не приехал ни один из ведущих телеканалов. Был только профильный INVA.tv и дециметровый «Дождь», на котором работает Евгения Воскобойникова. И все-таки хорошего было больше. Очень многие, кто не поддался слабостям и стереотипам, сумели перешагнуть все препятствия и остаться на этом празднике. Оно того, однозначно, стоило.
«Кино без барьеров» учит смотреть на мир трезво, без иллюзий, — говорит куратор кинофестиваля, кандидат культурологии Катерина Долганова. — Только такой взгляд может сделать ваш жизненный путь, каким бы он ни был, исполненным смысла. Эти фильмы стоит посмотреть всем, кто хочет жить полной жизнью, в мире, где люди уважают друг друга».
ТРИУМФАТОРЫ
Гран-при VI Международного кинофестиваля «Кино без барьеров» получила лента «Планета Улитки» производства Корея, Япония. Но по большому счету победителей – пронзительных и хлестких картин, которые точно надо смотреть, — было много, больше половины из порядка 60 фильмов-участников. Даже при наличии целых 15 номинаций выбрать лучших из лучших было очень непросто. Но, тем не менее, их назвали. Не пожалеем места – перечислим всех.
Приз зрительских симпатий достался английскому фильму «Глухой грабитель». Лучшим фильмом, ломающим стереотипы, стали сразу две американские картины – «Остин освобожденный» и «Один вопрос». Лучшим фильмом о любви – «Когда загорается луч света» иранского режиссера. Лучшим фильмом для детей – тоже иранский «Звук моей ноги» и немецкий «Деревенские крокодилы». Самым удачным фильмом о детях был признан австралийский «Желток». А вот в номинации «Лучший фильм, снятый детьми» победили сразу два российских кинофильма – «Однажды во дворе» и «Чужой лед».
То, что наших фильмов среди победителей гораздо меньше, чем иностранных, в общем, объяснимо: найти достойное финансирование на качественную съемку подобных тем у нас несравнимо труднее, чем где бы то ни было. Примерно об этом говорил американский режиссер Эрик Нюдель. Его документальный фильм «Жизнь стоит того, чтобы жить» – о том, как американские инвалиды штурмовали здание Капитолия и тем самым добились существенных изменений в законодательстве. После показа одна из зрительниц спросила: «Как Вы думаете, возможно ли нечто подобное в России? Изменится ли у нас в обществе когда-то подход к таким людям?»
«Даже за те пару дней, что я в Москве, я успел заметить, что далеко не все транспортные средства в городе оборудованы пандусами для инвалидов, — отметил Эрик Нюдель. — Особенно их не хватает в метро. Однако, я надеюсь, мы все-таки сможем перейти от этой варварской эпохи к эпохе, когда все люди будут иметь равные возможности. Но этого не произойдет, если люди с инвалидностью сами не будут бороться за свои права. Никто не сделает это за них».
Как раз о такой ежедневной борьбе с агрессивным миром и самим собой идет речь в фильме «Быть или не быть» Владимира Людомира. Вместе с другой отечественной картиной «Ваш выход» он взял приз в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм». Другая российская работа признана «Лучшим фильмом о спорте». Это «Рыцари счастливого образа» — про паралимпийцев-фехтовальщиков. Картина поделила приз с украинцами – лентой «Святилище грез» — про знаменитого покорителя гор Юрия Лишаева.
Нельзя не отметить и еще одного заметного отечественного конкурсанта — фильм Любови Аркус «Антон тут рядом», взявший приз на Венецианском кинофестивале. Он и на «Кино без границ» был среди фаворитов, но в число лауреатов так и не попал. Зато получил эфирное время на Первом канале.
За лучший женский образ наградили французскую актрису Аксель Шарво, сыгравшую в фильме «Золушка с левой ноги», а самым ярким актером признали грека Апостолоса Мавроталаситиса из фильма «Выжившие». «Лучший социальный ролик» — была и такая номинация: в ней лучшим стала казахская история «Вместе в школу».
Лучший полнометражный документальный фильм — «Панк-синдром» (Финляндия) и «Я говорю, я живу» (Нидерланды). Лучшая игровая короткометражка – американский «Цирк бабочек». И, наконец, приз за номинацию «Лучший полнометражный игровой фильм» единогласно отдали бразильскому фильму «Друзья». Актер Брен Виола де Азеведо Кунья, сыгравший в нем одну из главных ролей, бесспорно, стал героем церемонии закрытия кинофестиваля. За те минут пять, что этот человек был на сцене, со зрителями произошло нечто невероятное: зал пел, плясал и аплодировал стоя.
Сейчас очень много говорят о правильном отношении к инвалидам. Некоторые циничные высказывания в адрес этих людей уже стоили работы нескольким ведущим. Но чтобы перевернуть сознание, формировавшееся поколениями, нужен мощный толчок и очень весомые доводы. Брен их привел. Парой простых фраз, практически без переводчика, нам объяснили, что синдром Дауна – это вовсе не клеймо, как большинство себе представляет, что такие люди, может, и отличаются от нас, но это вовсе не загадочные монстры с непредсказуемой психикой.
«Я хочу, чтобы все понимали, что человек с синдромом Дауна не несет в себе никакой опасности, — сказал Брен. — Если вы встречаете такого человека – знайте: он — ваш друг! Съемки в фильме «Друзья» изменили мою жизнь. Я понял, что могу быть полезен людям. И это большое счастье. Я очень благодарен Марсело – моему другу, режиссеру этого фильма – и Господу Богу за то, что дали мне возможность быть сейчас на этой сцене». Он говорил это, стоя на коленях. Не поверить было невозможно.
Через два года «Кино без барьеров» пройдет в Москве снова. А уже в следующем году лучшие фильмы нынешнего конкурса можно будет посмотреть в рамках проекта «Эхо кинофестиваля». Подробности и расписание показов обещают обнародовать на официальном сайте фестиваля.