Когда-то давно и уже не помню: где, я услышала фразу: «Слова – всего лишь весьма ограниченная условность. Их безусловность лишь в том, что они всегда ограничивают смысл явления». Вспомнила я эту прекрасную и очень точную цитату после того, как посмотрела спектакль «Без права на ангела» в театре «Недослов». «Недослов» — театр глухих актеров, которые своими представлениями наглядно доказывают нам, зрителям, что жест, ритм, пластика и молчание могут быть сильнее, точнее и объемнее слов.
На спектаклях этого театра царит напряженная тишина, которую прерывает только голос сурдопереводчика, приглашенного для того, чтобы объяснить нам, слышащим, смысл того или иного жеста. Мы слишком привыкли к словам и звукам, чтобы обойтись без перевода, а, может быть, просто боимся тишины. Неважно. Важно то, что, покидая сцену, каждый из актеров театра «Недослов» возвращается «на землю», то есть, в социум, где по-прежнему царствуют слова. И, если бы глухие могли слышать, то все, что они услышали бы в свой адрес, было бы слово «инвалид», которым в нашем обществе клеймят тех, кто не подходит под статистические данные «нормы». Я встретилась с актерами театра «Недослов», которые согласились рассказать мне о себе, своем творчестве и своем мире, где слова и звуки сродни абстрактным картинам и воспринимаются на уровне чувств, а не разума. Мои собеседники: Мария Румянцева — актриса театра Недослов и Алексей Знаменский — режиссер-постановщик и актер этого же театра.
— Маша, расскажите о себе, как началась ваша театральная карьера, в какой семье вы родились? Вы слабослышащая от рождения?
- Сцена из спектакля театра «Недослов»
Мария Румянцева
— Я родилась в городе Ярославле, в семье неслышащих. Мои мама, папа и младшая сестра – все неслышащие. Удивительно, что при рождении у меня единственной было все в порядке со слухом. Но… не повезло. В два года я заболела, в качестве лечения мне назначили антибиотики, побочным действием которых стала потеря слуха. Тогда было время такое, когда врачи часто назначали антибиотики, последствий воздействия которых на организм невозможно было предсказать.
Потом я училась в школе для слабослышащих детей , там нам развивали голосовую речь, потому что слабослышащие люди плохо говорят, так как не слышат слов. Уже в школе я увлеклась театром и участвовала в школьных постановках. Однажды мы поехали на фестиваль в Волгоград, туда собирались ребята со всей страны, и там нас заметил Игорь Михайлович Востров — декан театрального факультета ГСИИ. Он пригласил нас учиться к себе в институт. Так и сказал: «Вам сюда». Я и пришла. При поступлении сдавала экзамены: стихи ,басни, песню и история своей жизни, чтобы посмотреть как человек рассказывает и рассуждает. В институте у нас преподают известные актеры: Евгений Константинович Карельских. Анна Башенкова, художественный руководитель театрального проекта неслышащих актеров «Недослов», преподает в ТИ им.Б.Щукина, РАТИ (ГИТИС). Почти все спектакли мы играем на жестовом языке. Хотя иногда бывает, что озвучиваем какие то реплики.
— Маша, а кто, в основном, смотрит ваши спектакли?
— И слышащие, и неслышащие. Для слышащих людей у нас есть озвучка, сидят дикторы и озвучивают или играют с нами вместе на сцене, смотря какие спектакли. Это актеры из театра Гоголя.
Сейчас я играю в четырех спектаклях: «Записки сумасшедшего» по Гоголю в театре “Синематограф”, «Двойник» Фридриха Дюрренматта, «Чайка» по Ричарду Баху, и мой любимый «Без права на ангела» в театре «Недослов». В последнем у меня очень сложная роль – роль Любови Орловой. В спектакле собраны различные истории, начиная с 30-х годов по настоящее время. С помощью этих историй можно проследить, наверное, деградацию общества, а можно подумать, что мир вообще не меняется – все также требует хлеба и зрелищ. Человек в таком мире остается лгуном, одевая маску успеха и отказываясь на самом деле от себя самого: от своих чувств, мыслей, индивидуальности. Спектакль «Без права на ангела» — о подмене ценностей, достаточно серьезной теме, которая сейчас актуальна. Этот пластический спектакль поставили Алексей Знаменский и Елена Олеговна Бидная на композицию Вертинского «Желтый ангел».
— Язык пластики достаточно сложен, зритель готов воспринимать его?
— Да, вы знаете, очень готов. Недавно мы ездили во Францию с этим спектаклем, показывали его 3 раза в день. Это было в рамках фестиваля, который называется «Clin d’Oeil». Он проходит каждые 2 года в городе Реймсе при поддержке правительства Франции. На фестивале представлены различные направления искусства неслышащих людей.
— Маша, а вы посещаете спектакли обычные, без сурдоперевода? Существует ли какая-либо специфика при постановке спектаклей, рассказанных жестовым языком?
Сцена из спектакля
— Обычные спектакли я смотрю, конечно. Наблюдаю жесты, мимику, форму, ну и заранее знаю, о чем спектакль. В большинстве случаев слова не слишком важны.
Что касается спектаклей, где образ создается с помощью жестового языка, то его создание ничем не отличается от обычного спектакля – в языке жестов тоже есть интонация. Есть спектакль в театре «Синематограф» «Пошли мне, Господь, второго» на песни В. Высоцкого, где это прекрасно показано. Очень рекомендую.
— Алексей, вы и актер, и режиссер. Кем ощущаете себя в большей степени?
Алексей Знаменский
— Наверное, режиссером. Сейчас я заканчиваю режиссерский факультет ВГИКа. В театре «Недослов» я поставил спектакль «Забавный случай» на основе пьесы Гольдони, а в данный момент я работаю над моим дипломным проектом, которым буду защищаться в этом году во ВГИКе — это съемки фильма, который будет называться «Напротив». Это фильм о проблеме отцов и детей, о том, что многие люди по вине родителей проживают не свою жизнь, а жизнь других. К тому же сейчас мы ищем финансирование на реализацию интересного творческого проекта, который мы разрабатываем с моей коллегой Полиной Синевой, она сценарист, тоже окончила ВГИК и тоже не слышит. А вообще, если говорить о глобальных планах, то я мечтаю получить «Оскар» или «Сезар», например. Хочу участвовать в больших конкурсах, видеть реакцию зрителей на свои работы.
— Наверное, вам бы хотелось привлечь внимание зарубежных зрителей?
— Я не знаю, у меня нет такого опыта, но вообще это было бы интересно. Хотя, скажу честно, меня поразило то, что, когда мы были на фестивале во Франции, я видел зрителей на спектакле, которые, если им что-то не нравилось, просто вставали и уходили прямо на глазах у актеров. В России, говорят, тоже такое есть, но я ни разу не видел. Так что, на мой взгляд, в России зрители более толерантны.
— Алексей, мне всегда хотелось задать вопрос — когда человек не слышит с рождения, его мир, мир неслышащего человека он содержит какие то звуки?
— Звуков нет. Я могу только услышать когда, например, захлопнулась дверь или что то упало и я понимаю, что это хлопок. Даже во сне я никогда не разговариваю словами, только на жестовом языке. Но мы, глухие люди, очень тонко улавливаем вибрации. Поэтому мы можем представить себе звук. У неслышащего человека очень развито чувство ритма. Мы видим картину, например, море и волны, парящего орла — мы улавливаем ритм этой картины и внутри рождается музыка, у каждого своя. Так рождается картина звука. Получается, что неслышащие люди, подобно художнику, рисуют свою картину мира.
— Когда то я смотрела замечательный фильм «Страна глухих», где было разделение на два мира – слышащих и неслышащих. Для вас мир един или вы также его делите?
— Кто то делит, а мы нет. Мы считаем, что у каждого человека свой мир. Слышащих и не слышащих людей может объединить именно творчество.
— В повседневной жизни вы испытываете какие-то сложности в плане общения с социумом?
— Пока общество не готово воспринимать инвалидов. Первоначально говорят – глухой, а в основном – глухонемой. Это не корректно, мы глухие, но не немые – мы разговариваем, у нас свой язык. Окружающие относятся к нам настороженно, потому что существует в обществе стереотип что глухой – это вор и наркоман. Глухие бывают разные, так же как и cлышащие люди. Хотя сейчас государство пытается примирить неслышащих людей со слышащими, правда не всегда успешно.
— Каким образом?
Ну, например, неслышашего ребенка устраивают в обычную школу, а не в школу-интернат. В Москве есть такая школа имени Леонгарда, директор этой школы придумала такую систему, что неслышащий человек должен говорить не жестами, а простой речью. Но это практически очень трудно и сродни тому, как раньше переучивали левшу в правшу. В результате, выпускники таких школ неспособны с помощью речи общаться ни с кем, кроме своих учителей.
— Ребята, у меня к вам такой вопрос: если бы вы узнали, что завтра погибнет вся цивилизация, но есть у вас возможность спастись и спасти несколько произведений искусств для себя, что бы вы взяли?
— Книгу Ремарка «Жизнь взаймы» и фильм А. Ромм.
— Что бы вы хотели сказать другим людям с инвалидностью?
— Нужно верить в себя и все. Верить, даже если перестанут верить все остальные!
http://neinvalid.ru/biografii/za-granyu-tishiny-intervyu-s-neslyshashhimi-akterami/